Департамент образования Орловской области
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района
МБОУ " Берёзовская основная общеобразовательная школа" Залегощенского района Орловской области
OBR57.ru

Инклюзивное образование

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных,

кадровых условий.

Основные функции ФГОС ОВЗ:

максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии

и типа учреждения, где он получает образование;

гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его

реабилитационного потенциала;

обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов,

сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.

ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с

двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).

Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:

Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;

Структуре образовательных программ;

Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

1 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна

систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной

компетенции.

2 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме,

календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.

В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его

взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

3 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные

сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент

редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания,

максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного

опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

4 вариант ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента                               максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.                                  Ребенок находится в среде

сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с

особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей

в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально                дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

 

Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе

Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико –педагогическая комиссия: МБУ «ОЦППМСП»» , 303560 Орловская область ,

пгт.Залегощь, ул. М.Горького,26) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза

В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)

МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
С учетом данных заключений (рекомендаций) школа организует обучение ребенка с нарушениями развития.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативно-правовые документы и локальные акты, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся

Документы федерального уровня
  Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

  Положение о ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)

  Методические рекомендации по организации деятельности ПМПК (письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07)

  СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи - СП 2.4.3648-20 (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28)

  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598)

  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО (Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115)                                              с изменениями и разъяснениями.

  Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью с учетом необходимости                                   обеспечения индивидуализированного подхода (письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07)

Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07)

Памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России                                     от 24.02.2022 № 03-226)                                                                                                                                                 

  Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в ОО (Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193) 

Региональный уровень

Приказ Департамента образования Орловской области по организации работы по введению ФГОС ОВЗ

План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью на территории Орловской области

 

Школьный уровень

 

Загруженные документы

Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Просмотр
Скачать
Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Просмотр
Скачать
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Просмотр
Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.