Инклюзивное образование
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение Стандартов предполагает создание в образовательной организации соответствующих материально-технических, организационных,
кадровых условий.
Основные функции ФГОС ОВЗ:
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
дать каждому ребенку возможность на практике реализовать Конституционное право на школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения в развитии
и типа учреждения, где он получает образование;
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его
реабилитационного потенциала;
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов,
сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.
ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с
двигательными нарушениями, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).
Разработаны четыре варианта ФГОС начального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В них отражены:
Системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования;
Структуре образовательных программ;
Условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
1 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна
систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной
компетенции.
2 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме,
календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его
взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
3 вариант ФГОС ОВЗ. Ребенок получает образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные
сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре «академический» компонент
редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания,
максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного
опыта и повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
4 вариант ФГОС ОВЗ. Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде
сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуется в соответствии с
особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей
в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Условия реализации ФГОС ОВЗ в школе
Статус «ОВЗ» ребенку устанавливает ТПМПК (территориальная психолого-медико –педагогическая комиссия: МБУ «ОЦППМСП»» , 303560 Орловская область ,
пгт.Залегощь, ул. М.Горького,26) Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза
В рекомендациях ТПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ)
МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
С учетом данных заключений (рекомендаций) школа организует обучение ребенка с нарушениями развития.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативно-правовые документы и локальные акты, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Документы федерального уровня
Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Положение о ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598)
Региональный уровень
Приказ Департамента образования Орловской области по организации работы по введению ФГОС ОВЗ
с умственной отсталостью на территории Орловской области
Школьный уровень